Роль личности в образовании
Участников: 4
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Роль личности преподавателя в формировании компетентного специалиста
Страница 1 из 1
Роль личности в образовании
Основным инструментом социализации и профессионализации человека в обществе является образование, в том числе профессиональное. Содержательность образования выражается в принятых на государственном уровне стандартах образовательных программ. Образование становится достоянием личности, средством её самореализации в жизни, средством построения карьеры. А это изменяет и цели обучения и воспитания, и мотивы, и формы и методы, и роль педагога.
Следовательно, исходя их этой схемы, ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, носитель знаний (преподаватель), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней обучения.
Можно выделить три большие группы качеств компетентного педагога: организационные качества, психолого-педагогические и профессиональные.
Компетентный преподаватель должен обладать организационными качествами. К таким можно отнести активность, пунктуальность преподавателя, его трудолюбие, коммуникабельность, исполнительность. Важно умение преподавателя организовывать, вовлекать и увлекать студентов в образовательный процесс. Существует множество технологий и методик, как это сделать. Преподаватель, владеющий ИКТ и другими инновационными технологиями, сможет так организовать учебный процесс, что никому не будет скучно, и любой, даже самый слабый обучаемый, унесёт с занятия минимум необходимых знаний.
Основные психолого-педагогические качества преподавателя выражаются в его корректности, тактичности, нравственности.
Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение - это все создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности студентов в собственных силах и достижимости поставленных целей.
Что касается взаимоотношений студентов и преподавателей, то на одно из первых мест студенты ставят «ровное, одинаково объективное отношение» к ним. Они очень чувствительны, ревностны к проявлениям несправедливости преподавателя, ко всем его действиям. Каждое из них вызывает соответствующий отклик в их сознании и откладывает определенный отпечаток на поведение. Компетентный преподаватель должен сочетать в себе требовательность и принципиальность с уважительным отношением к студентам и обязательным чувством такта.
Нравственность преподавателя влияет и на нравственность студентов. Нравственность - это внутренний код, определяющий человеческие отношения.
Важна и профессиональная нравственность. Это не только личная ответственность за выполнение педагогического долга, но и правдивость, обязательность, верность данному слову, порядочность. Основными профессионально-нравственными качествами являются честность, порядочность, бескорыстие. А к главным ценностям профессиональной деятельности относятся гуманизм, ответственность, патриотизм и альтруизм.
Важнейшее качество компетентного преподавателя – высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки. Высококвалифицированные преподаватели обладают компетентностью в области развития творческих способностей учащихся, формирования общечеловеческих ценностей.
Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности.
Общекультурная компетенция преподавателя ориентируется на непрерывное саморазвитие его личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей и приобщения к этой сокровищнице личности обучаемого через различные виды деятельности.
Интеллектуально-педагогическая компетентность предполагает умение мыслить, владеть педагогическими объектами и является ключевой, т.к. никакая другая деятельность не может быть организована без интеллекта. Интеллектуальная компетентность преподавателя не может быть неизменной и ограниченной – она должна совершенствоваться и развиваться, т.к. от этого во многом зависит степень усвоения предмета и развитие творческих способностей студента.
Творчески работающий преподаватель анализирует наблюдаемые им факты и явления реального учебного процесса на основе теоретических знаний, развивает в себе научное предвидение результатов действий. И как следствие – успешно совершенствует пути и способы достижения педагогической цели.
Самообразование преподавателя - повышение профессионального мастерства преподавателя.. Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.
Можно подвести итог, что чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача профессионального образования по формированию специалиста нового поколения.
Литература
1. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003, стр.23
2. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. - Челябинск, 2002. - Ч. I, стр. 46-48.
3. Парахонский А.П. Профессиональная адаптация преподавателя // Сборник научных статей Кубанского медицинского института - Краснодар, 2005
4. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука, № 9(2) - Казань, 2006, стр.268
Доклад: Роль личности в образовании
Следовательно, исходя их этой схемы, ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, носитель знаний (преподаватель), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней обучения.
Можно выделить три большие группы качеств компетентного педагога: организационные качества, психолого-педагогические и профессиональные.
Компетентный преподаватель должен обладать организационными качествами. К таким можно отнести активность, пунктуальность преподавателя, его трудолюбие, коммуникабельность, исполнительность. Важно умение преподавателя организовывать, вовлекать и увлекать студентов в образовательный процесс. Существует множество технологий и методик, как это сделать. Преподаватель, владеющий ИКТ и другими инновационными технологиями, сможет так организовать учебный процесс, что никому не будет скучно, и любой, даже самый слабый обучаемый, унесёт с занятия минимум необходимых знаний.
Основные психолого-педагогические качества преподавателя выражаются в его корректности, тактичности, нравственности.
Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение - это все создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности студентов в собственных силах и достижимости поставленных целей.
Что касается взаимоотношений студентов и преподавателей, то на одно из первых мест студенты ставят «ровное, одинаково объективное отношение» к ним. Они очень чувствительны, ревностны к проявлениям несправедливости преподавателя, ко всем его действиям. Каждое из них вызывает соответствующий отклик в их сознании и откладывает определенный отпечаток на поведение. Компетентный преподаватель должен сочетать в себе требовательность и принципиальность с уважительным отношением к студентам и обязательным чувством такта.
Нравственность преподавателя влияет и на нравственность студентов. Нравственность - это внутренний код, определяющий человеческие отношения.
Важна и профессиональная нравственность. Это не только личная ответственность за выполнение педагогического долга, но и правдивость, обязательность, верность данному слову, порядочность. Основными профессионально-нравственными качествами являются честность, порядочность, бескорыстие. А к главным ценностям профессиональной деятельности относятся гуманизм, ответственность, патриотизм и альтруизм.
Важнейшее качество компетентного преподавателя – высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки. Высококвалифицированные преподаватели обладают компетентностью в области развития творческих способностей учащихся, формирования общечеловеческих ценностей.
Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности.
Общекультурная компетенция преподавателя ориентируется на непрерывное саморазвитие его личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей и приобщения к этой сокровищнице личности обучаемого через различные виды деятельности.
Интеллектуально-педагогическая компетентность предполагает умение мыслить, владеть педагогическими объектами и является ключевой, т.к. никакая другая деятельность не может быть организована без интеллекта. Интеллектуальная компетентность преподавателя не может быть неизменной и ограниченной – она должна совершенствоваться и развиваться, т.к. от этого во многом зависит степень усвоения предмета и развитие творческих способностей студента.
Творчески работающий преподаватель анализирует наблюдаемые им факты и явления реального учебного процесса на основе теоретических знаний, развивает в себе научное предвидение результатов действий. И как следствие – успешно совершенствует пути и способы достижения педагогической цели.
Самообразование преподавателя - повышение профессионального мастерства преподавателя.. Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.
Можно подвести итог, что чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача профессионального образования по формированию специалиста нового поколения.
Литература
1. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003, стр.23
2. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. - Челябинск, 2002. - Ч. I, стр. 46-48.
3. Парахонский А.П. Профессиональная адаптация преподавателя // Сборник научных статей Кубанского медицинского института - Краснодар, 2005
4. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука, № 9(2) - Казань, 2006, стр.268
Доклад: Роль личности в образовании
ifmpk11- Фамилия, имя, отчество : Бурлакова Наталья Васильевна
Учебное заведение : Кооперативный техникум Мурманского ОПС
Баллы : -1
Дата регистрации : 2010-03-23
Re: Роль личности в образовании
Наталья Васильевна, считаете ли Вы, что высокий уровень компетентности преподавателя решит задачу профессионального образования по формированию специалиста нового поколения?
Семенова Л.Л.- Фамилия, имя, отчество : Семенова Любовь Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 7
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Роль личности в образовании
Уважаемая Наталья Васильевна! На мой взгляд, содержание статьи раскрывает скорее вопрос, связанный с компетентностями преподавателя, чем проблему, заявленную в заголовке Вашей работы.
Не могу согласиться с тем, что существует "профессиональная нравственность", нравственность - она или есть или ее нет у человека вне зависимости от того. какую профессию он избрал. Другое дело профессиональная этика.
Не могу согласиться с тем, что существует "профессиональная нравственность", нравственность - она или есть или ее нет у человека вне зависимости от того. какую профессию он избрал. Другое дело профессиональная этика.
Н.Б.Дуванова- Фамилия, имя, отчество : Дуванова Надежда Борисовна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 10
Дата регистрации : 2010-03-25
Re: Роль личности в образовании
Уважаемая Наталья Васильевна! Вас приветствует Мостовая Татьяна Васильевна. Отрадно, что Вы выделяете общегуманитарную подготовку, формирующую гуманитарное сознание, главной целью образовательной политики на современном этапе становления новой школы, а альтруизм считаете главным качеством и современного (!) учителя. Считаю, что учитель-это не профессия, а состояние души. Только человек, обладающий такими качествами, будет способствовать изменению в душах своих воспитанников, которые будут строить будущее сообщество людей, где к "образованию будет добавлено трудолюбие, а к трудолюбию образование". И все же, в установлении иерархии коммуникативных компетенций (культура мышления, культура эмоций, культура речи), какую бы Вы поставили на первое место? Почему?
Хотелось бы узнать Ваше мнение и по поводу моей статьи.
Хотелось бы узнать Ваше мнение и по поводу моей статьи.
modmpk111- Фамилия, имя, отчество : Мостовая Татьяна Васильевна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 5
Дата регистрации : 2010-03-25
Роль личности в образовании
Уважаемая Любовь Леонидовна! Из опыта преподавания даже по системе дистанционного обучения могу сказать, что личность преподавателя, а тем более его компетенции - ведущий показатель в любой системе образования.
Гость- Гость
Похожие темы
» Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
» Роль учебного заведения в подготовке специалистов
» Роль учебного заведения в подготовке специалистов
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Роль личности преподавателя в формировании компетентного специалиста
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения