Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
Участников: 4
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Совершенствование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста профессионала
Страница 1 из 1
Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
Производственная практика юриста определена в качестве важного интегрирующего этапа профессиональной подготовки компетентного специалиста правовой сферы, когда студент включается в реальную правовую деятельность и самостоятельно решает возникающие юридические задачи. В ходе такой практики студент закрепляет и совершенствует профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе теоретического обучения, а также формирует профессиональную самостоятельность, мобильность, самоконтроль и др.
Первый этап формирования профессиональной компетентности юриста — профессионально-ценностный. Его целью являются формирование у студентов мотивов и ценностей профессионально-юридической деятельности, включение их в процесс профессиональной социализации. Профессиональная подготовка опирается на осознание личностных мотивов с учетом конечной цели обучения, реализации связи учебной и профессиональной деятельности, формирования профессиональной направленности. Второй этап формирования профессиональной компетентности юриста — профессионально-деятельностный. Цель этапа — формирование у студентов когнитивной и социально-коммуникативной компетентности, навыков организации и осуществления профессиональной юридической деятельности. Третий этап формирования профессиональной компетентности юриста — профессионально-компетентностный. Цель этапа — расширение, углубление, систематизация и применение знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в условиях производства, применение практического опыта в профессиональной деятельности, проверка готовности к самостоятельной трудовой деятельности. Анализ показал, что на каждом этапе в той или иной мере формируются все компоненты профессиональной компетентности будущего юриста, и в то же время позволил принять принцип приоритета тех или иных компонентов профессиональной компетентности юриста на отдельных этапах. Так, на 1-м этапе приоритетным является мотивационно-ценностный компонент, на 2-м – когнитивный и конструктивно-деятельностный, на 3-м — рефлексивно-оценочный.
В качестве основных педагогических средств формирования профессиональной компетентности юриста в ходе производственной практики предложены дневник практики; юридическая клиника; система факультативных занятий для подготовки к практике; тренинги, направленные на развитие у выпускников навыков самопрезентации и подготовку своего резюме; общественная сертификация и аттестация как форма общественной экспертизы качества профессиональной подготовки студентов.
Важным моментом в организации всех видов практики в системе СПО является подготовка к каждому этапу практики с целью ознакомления студентов с ее спецификой, особенностями нормативно-правовой документации и условиями базы практики. На первом этапе, когда учебная практика проходит на базе учебного заведения (в техникуме), от студента требуются готовность и способность ориентироваться в законодательной базе, умение применять полученные теоретические знания на практике. На втором этапе в ходе квалификационной практики студент выходит на предприятие, где сталкивается с реальными ситуациями, субъектами правовых отношений и пр. На третьем этапе, когда студент выходит на стажёрскую практику, ему уже необходимо быть готовым к самостоятельной профессиональной деятельности, т. е. к роли субъекта правовых отношений (судебного пристава, юрисконсульта, секретаря суда и т. д.).
Чтобы сформировать у студента готовность к практическим занятиям и производственной практике, на первом этапе привлекаются практикующие юристы, которые проводят занятия в рамках факультативного модуля «Технология взаимодействия с работодателем» в работе кружка « Юридическая консультация». Это работники Главного управления Пенсионного Фонда по Мурманской области , Мурманской коллегии адвокатов, судьи Первомайского суда по г.Мурманску. Потенциальные работодатели принимают активное участие в мероприятиях, проводимых техникумом по профессионализации студентов (ярмарки вакансий, общественная сертификация, практические конференции), что дает возможность студентам еще на этапе обучения найти себе работу. Кружок организован для подготовки студентов к стажерской практике. Здесь студентами рассматриваются особенности современного рынка труда и его требования к профессионалу. Планирование профессиональной карьеры: рассматриваются проблемы адаптации молодого специалиста на рабочем месте и пути их решения.
Таким образом, нами определены педагогические средства формирования профессиональной компетентности юриста, применяемые на разных этапах производственной практики и обеспечивающие эффективность процесса, которые могут совершенствоваться согласно изменяющимся требованиям, предъявляемым к юристу рынком труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. - 2005. - с. 44-46.
2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, - с. 67.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.
4. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. - № 2, с.152-154.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.
6. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2005 г.). - М, 2005. - с. 17-23.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004.- №5. - с.3-12.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Доклад: Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
Первый этап формирования профессиональной компетентности юриста — профессионально-ценностный. Его целью являются формирование у студентов мотивов и ценностей профессионально-юридической деятельности, включение их в процесс профессиональной социализации. Профессиональная подготовка опирается на осознание личностных мотивов с учетом конечной цели обучения, реализации связи учебной и профессиональной деятельности, формирования профессиональной направленности. Второй этап формирования профессиональной компетентности юриста — профессионально-деятельностный. Цель этапа — формирование у студентов когнитивной и социально-коммуникативной компетентности, навыков организации и осуществления профессиональной юридической деятельности. Третий этап формирования профессиональной компетентности юриста — профессионально-компетентностный. Цель этапа — расширение, углубление, систематизация и применение знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в условиях производства, применение практического опыта в профессиональной деятельности, проверка готовности к самостоятельной трудовой деятельности. Анализ показал, что на каждом этапе в той или иной мере формируются все компоненты профессиональной компетентности будущего юриста, и в то же время позволил принять принцип приоритета тех или иных компонентов профессиональной компетентности юриста на отдельных этапах. Так, на 1-м этапе приоритетным является мотивационно-ценностный компонент, на 2-м – когнитивный и конструктивно-деятельностный, на 3-м — рефлексивно-оценочный.
В качестве основных педагогических средств формирования профессиональной компетентности юриста в ходе производственной практики предложены дневник практики; юридическая клиника; система факультативных занятий для подготовки к практике; тренинги, направленные на развитие у выпускников навыков самопрезентации и подготовку своего резюме; общественная сертификация и аттестация как форма общественной экспертизы качества профессиональной подготовки студентов.
Важным моментом в организации всех видов практики в системе СПО является подготовка к каждому этапу практики с целью ознакомления студентов с ее спецификой, особенностями нормативно-правовой документации и условиями базы практики. На первом этапе, когда учебная практика проходит на базе учебного заведения (в техникуме), от студента требуются готовность и способность ориентироваться в законодательной базе, умение применять полученные теоретические знания на практике. На втором этапе в ходе квалификационной практики студент выходит на предприятие, где сталкивается с реальными ситуациями, субъектами правовых отношений и пр. На третьем этапе, когда студент выходит на стажёрскую практику, ему уже необходимо быть готовым к самостоятельной профессиональной деятельности, т. е. к роли субъекта правовых отношений (судебного пристава, юрисконсульта, секретаря суда и т. д.).
Чтобы сформировать у студента готовность к практическим занятиям и производственной практике, на первом этапе привлекаются практикующие юристы, которые проводят занятия в рамках факультативного модуля «Технология взаимодействия с работодателем» в работе кружка « Юридическая консультация». Это работники Главного управления Пенсионного Фонда по Мурманской области , Мурманской коллегии адвокатов, судьи Первомайского суда по г.Мурманску. Потенциальные работодатели принимают активное участие в мероприятиях, проводимых техникумом по профессионализации студентов (ярмарки вакансий, общественная сертификация, практические конференции), что дает возможность студентам еще на этапе обучения найти себе работу. Кружок организован для подготовки студентов к стажерской практике. Здесь студентами рассматриваются особенности современного рынка труда и его требования к профессионалу. Планирование профессиональной карьеры: рассматриваются проблемы адаптации молодого специалиста на рабочем месте и пути их решения.
Таким образом, нами определены педагогические средства формирования профессиональной компетентности юриста, применяемые на разных этапах производственной практики и обеспечивающие эффективность процесса, которые могут совершенствоваться согласно изменяющимся требованиям, предъявляемым к юристу рынком труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. - 2005. - с. 44-46.
2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, - с. 67.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.
4. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. - № 2, с.152-154.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.
6. Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2005 г.). - М, 2005. - с. 17-23.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004.- №5. - с.3-12.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Доклад: Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
ifmpk24- Фамилия, имя, отчество : Романова Ольга Анатольевна
Учебное заведение : Кооперативный техникум Мурманского ОПС
Баллы : 0
Дата регистрации : 2010-03-22
Re: Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
Ольга Анатольевна, по каким критериям в Вашем учебном заведении определяют эффективность подготовки будущих специалистов?
Семенова Л.Л.- Фамилия, имя, отчество : Семенова Любовь Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 7
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
Ольга Анатольевна, что понимаете под профессиональной компетенцией? Какие составляющие профессиональной компетенции будущего юриста Вы выделяете?
Н.Б.Дуванова- Фамилия, имя, отчество : Дуванова Надежда Борисовна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 10
Дата регистрации : 2010-03-25
Re: Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста
Уважаемая Ольга Анатольевна!
Испытываете ли вы затруднения сегодня при трудоустройстве студентов на практику?
Испытываете ли вы затруднения сегодня при трудоустройстве студентов на практику?
ifmpk34- Фамилия, имя, отчество : Семенова Светлана Александровна
Учебное заведение : Мурманский технологический колледж сервиса
Баллы : 7
Дата регистрации : 2010-03-21
Роль производственной практики
Уважаемая Любовь Леонидовна! На сегодня проблем с нахождением мест практики у нас нет, наших студентов охотно берут такие организации как ПФР, УВД,мировые суды (это юристов), а технологов не просто берут, а, порой, сразу и трудоустраивают.
Гость- Гость
Похожие темы
» Практика наблюдений, 4Б
» Метод проектов и ситуационный анализ как средство реализации компетентностного подхода
» Метод проектов и ситуационный анализ как средство реализации компетентностного подхода
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Совершенствование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста профессионала
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|