Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
+5
ifmpk34
Шамина Н.Г.
Н.Б.Дуванова
ifmpk38
ifmpk35
Участников: 9
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Компетентностный подход как условие достижения нового качества образования
Страница 1 из 1
Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Во все времена ключевая роль в воспитании и образовании отводилась педагогу. Именно от его профессионализма, умения управлять учебным процессом, предвидеть возможную смену обстоятельств и быстро адаптироваться к ним зависят успехи учеников. В связи с этим, особое внимание при подготовке будущего специалиста необходимо уделить формированию профессиональной компетентности учителя, как одной из ключевых проблем педагогики. Мы намерены в нашей статье рассмотреть возможности использования различных научных подходов при формировании профессионально компетентного педагога.
Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности различны, однако, большинством исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки; как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.
Что касается вопросов профессиональной компетентности, то они начинают привлекать внимание ученых в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Процесс профессионализации личности часто связывают с уровнем квалификации, профессионализмом, профессиональной компетентностью специалиста. А.К. Маркова считает профессионально компетентным такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в профессиональной деятельности. А.П. Акимов трактует профессиональную компетентность педагога как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, в узком смысле слова, и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой - в широком.
Л.И. Колесникова выделяет четыре подхода к пониманию сущности профессиональной компетентности:
- функционально-деятельностный (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, А.И. Щербаков и др.);
- аксиологический подход (К.А.Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.Г. Воронцова, Н.С.Розов и др.);
- универсальный подход к пониманию сущности компетентности (Ю.Ф.Абрамов, В.Н. Кудашов, Ф.Г. Зиятдинова, Л.Н. Лесохина, Н.П. Пахомов, Н.С.Розов, Ю.В. Тупталов и др.);
- личностно–деятельностный подход, который направлен на изучение феномена компетентности (И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Сухобская и др.).
При подготовке профессионально компетентного учителя необходимо использовать не только компетентностный подход, но и ценностно-смысловой, системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы с опорой на концепцию гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса.
Ценностно-смысловой подход ориентирован на выявление и развитие у будущего учителя представлений о высоких смыслах будущей профессионально-педагогической деятельности и ценностного отношения к ней. Под ценностями педагогической деятельности понимаются те ее особенности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности, служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направлены на достижение общественно-значимых гуманистических целей.
Системный подход имеет своей целью выявление механизма функционирования и развития объекта в его внутренних и внешних связях. Он предполагает всестороннее, комплексное рассмотрение исследуемого объекта как совокупности множества различных элементов, выделение интегративных системообразующих связей и отношений, учет совокупности внешних и внутренних факторов и условий.
Системный подход используется во взаимосвязи с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, что, по мнению ученых А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, предполагает обращенность к внутреннему миру личности и максимальное развитие её индивидуальных особенностей. Вовлечение будущего учителя в различные виды деятельности обеспечивает направленность на личность студента как на субъекта профессиональной деятельности.
Деятельностный подход рассматривается как профессиональное развитие в деятельности студента. В ходе профессионального развития студенты осуществляют деятельность, которая состоит из следующих структурных компонентов: цели, мотива, проектирования работы, средств достижения цели, действия, результата, оценивания.
Личностно-ориентированный подход в процессе подготовки будущего учителя обеспечивает условия для формирования у студентов позитивного, эмоционального отношения к себе как субъекту деятельности. Данный подход предполагает развитие творческих качеств личности, раскрытие ее способностей, постоянное самосовершенствование, саморазвитие, признание человека наивысшей ценностью, активным творцом собственной жизни, источником его самоопределения и самореализации.
В современных условиях на первый план выдвигается гуманистическое направление образования, которое предполагает, что личность играет активную роль в своем образовании и воспитании. Гуманизация образования базируется на активизации автономных, самоуправляющихся механизмов личности: самопознания, самооценки, саморазвития, самоопределения, самореализации.
Фундаментальные разработки по моделированию профессиональной деятельности учителя позволяют вычленить в структуре профессиональной компетентности три основных компонента: информационный, операционный, личностный и предположить, что модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя может быть представлена в виде схемы.
В контексте научных подходов к построению модели профессионально компетентного учителя следует сделать вывод, что профессиональная компетентность является интегральным понятием, обозначающим возможность (способность) потенциального специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.
На уровне всей системы образования элементы научных подходов всегда являлись неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки кадров. В связи с этим, формирование профессиональной компетентности представляет собой сложный, многоуровневый процесс, который базируется на научных подходах и является профессионально значимым фактором деятельности современного педагога.
Доклад: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности различны, однако, большинством исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки; как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.
Что касается вопросов профессиональной компетентности, то они начинают привлекать внимание ученых в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Процесс профессионализации личности часто связывают с уровнем квалификации, профессионализмом, профессиональной компетентностью специалиста. А.К. Маркова считает профессионально компетентным такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в профессиональной деятельности. А.П. Акимов трактует профессиональную компетентность педагога как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, в узком смысле слова, и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой - в широком.
Л.И. Колесникова выделяет четыре подхода к пониманию сущности профессиональной компетентности:
- функционально-деятельностный (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, А.И. Щербаков и др.);
- аксиологический подход (К.А.Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.Г. Воронцова, Н.С.Розов и др.);
- универсальный подход к пониманию сущности компетентности (Ю.Ф.Абрамов, В.Н. Кудашов, Ф.Г. Зиятдинова, Л.Н. Лесохина, Н.П. Пахомов, Н.С.Розов, Ю.В. Тупталов и др.);
- личностно–деятельностный подход, который направлен на изучение феномена компетентности (И.А.Колесникова, Ю.Н.Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Сухобская и др.).
При подготовке профессионально компетентного учителя необходимо использовать не только компетентностный подход, но и ценностно-смысловой, системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы с опорой на концепцию гуманизации и гуманитаризации педагогического процесса.
Ценностно-смысловой подход ориентирован на выявление и развитие у будущего учителя представлений о высоких смыслах будущей профессионально-педагогической деятельности и ценностного отношения к ней. Под ценностями педагогической деятельности понимаются те ее особенности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности, служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, направлены на достижение общественно-значимых гуманистических целей.
Системный подход имеет своей целью выявление механизма функционирования и развития объекта в его внутренних и внешних связях. Он предполагает всестороннее, комплексное рассмотрение исследуемого объекта как совокупности множества различных элементов, выделение интегративных системообразующих связей и отношений, учет совокупности внешних и внутренних факторов и условий.
Системный подход используется во взаимосвязи с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, что, по мнению ученых А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, предполагает обращенность к внутреннему миру личности и максимальное развитие её индивидуальных особенностей. Вовлечение будущего учителя в различные виды деятельности обеспечивает направленность на личность студента как на субъекта профессиональной деятельности.
Деятельностный подход рассматривается как профессиональное развитие в деятельности студента. В ходе профессионального развития студенты осуществляют деятельность, которая состоит из следующих структурных компонентов: цели, мотива, проектирования работы, средств достижения цели, действия, результата, оценивания.
Личностно-ориентированный подход в процессе подготовки будущего учителя обеспечивает условия для формирования у студентов позитивного, эмоционального отношения к себе как субъекту деятельности. Данный подход предполагает развитие творческих качеств личности, раскрытие ее способностей, постоянное самосовершенствование, саморазвитие, признание человека наивысшей ценностью, активным творцом собственной жизни, источником его самоопределения и самореализации.
В современных условиях на первый план выдвигается гуманистическое направление образования, которое предполагает, что личность играет активную роль в своем образовании и воспитании. Гуманизация образования базируется на активизации автономных, самоуправляющихся механизмов личности: самопознания, самооценки, саморазвития, самоопределения, самореализации.
Фундаментальные разработки по моделированию профессиональной деятельности учителя позволяют вычленить в структуре профессиональной компетентности три основных компонента: информационный, операционный, личностный и предположить, что модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя может быть представлена в виде схемы.
В контексте научных подходов к построению модели профессионально компетентного учителя следует сделать вывод, что профессиональная компетентность является интегральным понятием, обозначающим возможность (способность) потенциального специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.
На уровне всей системы образования элементы научных подходов всегда являлись неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки кадров. В связи с этим, формирование профессиональной компетентности представляет собой сложный, многоуровневый процесс, который базируется на научных подходах и является профессионально значимым фактором деятельности современного педагога.
Доклад: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
ifmpk35- Фамилия, имя, отчество : Филиппова Галина Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 12
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Галина Леонидовна!
Качество подготовки специалистов в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг является важнейшим показателем конкурентоспособности профессионального учебного заведения. Разделяю Вашу точку зрения, что для успешной педагогической деятельности необходимо: самостоятельно определять оптимальные средства и эффективные методы обучения, формировать у студентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности, вести самообразование.
Качество подготовки специалистов в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг является важнейшим показателем конкурентоспособности профессионального учебного заведения. Разделяю Вашу точку зрения, что для успешной педагогической деятельности необходимо: самостоятельно определять оптимальные средства и эффективные методы обучения, формировать у студентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности, вести самообразование.
ifmpk38- Фамилия, имя, отчество : Новожилова Ирина Владимировна
Учебное заведение : ГООУ СПО «Мурманский педагогический колледж»
Баллы : 12
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Отличительной особенностью статьи является серьезный научный подход к раскрытию заявленной темы
Н.Б.Дуванова- Фамилия, имя, отчество : Дуванова Надежда Борисовна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 10
Дата регистрации : 2010-03-25
ifmpk35- Фамилия, имя, отчество : Филиппова Галина Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 12
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Надежда Борисовна! Вы разделяяете мою точку зрения? Готова ответить на любые Ваши вопросы.
ifmpk35- Фамилия, имя, отчество : Филиппова Галина Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 12
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Галина Леонидовна!
Спасибо, что Вы подняли данную тему, по-скольку она очень актуальна, в связи с разработкой и введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в школу, учреждения СПО и НПО.
Полностью разделяю Вашу точку зрения.
Спасибо, что Вы подняли данную тему, по-скольку она очень актуальна, в связи с разработкой и введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в школу, учреждения СПО и НПО.
Полностью разделяю Вашу точку зрения.
Шамина Н.Г.- Фамилия, имя, отчество : Шамина Наталья Георгиевна
Учебное заведение : гимназия № 1
Баллы : 2
Дата регистрации : 2010-03-25
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Галина Леонидовна!
С огромной теплотой вспоминаю годы обучения в педагогическом училище, ныне колледже (1987-1989гг).
Именно высокий профессионализм наших преподавателей и личностно -ориентированный подход помог нам сформироваться в нашей профессиональной деятельности, результат - почти все выпускники группы сегодня работают в образовании.
Спасибо за статью.
С огромной теплотой вспоминаю годы обучения в педагогическом училище, ныне колледже (1987-1989гг).
Именно высокий профессионализм наших преподавателей и личностно -ориентированный подход помог нам сформироваться в нашей профессиональной деятельности, результат - почти все выпускники группы сегодня работают в образовании.
Спасибо за статью.
ifmpk34- Фамилия, имя, отчество : Семенова Светлана Александровна
Учебное заведение : Мурманский технологический колледж сервиса
Баллы : 7
Дата регистрации : 2010-03-21
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Галина Леонидовна! С удовольствием прочитала статью! Практическое решение проблемы подготовки компетентного специалиста невозможно без крепкого научного фундамента. Какие первостепенные задачи вы ставите перед педагогическим коллективом колледжа в свете реализации компетентностного подхода?
Сурикова А.В.- Фамилия, имя, отчество : Сурикова Анна Валерьевна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 5
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая, Галина Леонидовна!
Вопрос, который Вы освещаете в своей статье, является наиболее важным сегодня для решения многих проблем в образовании, так как ключевые компетенции помогают современному выпускнику ориентироваться и достигать результатов в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Предложенная Вами модель формирования профессионально- компетентного специалиста будет особенно ценна для практических работников учреждений профессионального образования.
Спасибо!
Вопрос, который Вы освещаете в своей статье, является наиболее важным сегодня для решения многих проблем в образовании, так как ключевые компетенции помогают современному выпускнику ориентироваться и достигать результатов в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Предложенная Вами модель формирования профессионально- компетентного специалиста будет особенно ценна для практических работников учреждений профессионального образования.
Спасибо!
????????- Гость
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Анна Валерьевна! Формирование задач в рамках компетентстного подхода является предметом разговора на следующем педсовете колледжа. Я, думаю, будет подробное и всестороннее обсуждение. Благодарю за вопрос.
ifmpk35- Фамилия, имя, отчество : Филиппова Галина Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 12
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Галина Леонидовна!Заявленная в Вашей статье проблема очень актуальна и,на мой взгляд,должна стать предметом обсуждения на педагогическом совете или расширенном научно-методическом совете.
Менькина СМ- Фамилия, имя, отчество : Менькина Светлана Михайловна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 2
Дата регистрации : 2010-03-26
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая, Галина Леонидовна! Спасибо за статью. Интересно. актуально, научно. Буду использовать на своих уроках.
Сибирь АГ- Фамилия, имя, отчество : Сибирь Антонина Григорьевна
Учебное заведение : Мурмманский педагогический колледж
Баллы : 2
Дата регистрации : 2010-03-26
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Абсолютно согласна с тем, что формирование профессиональной компетентности будущего специалиста должно базироваться на научных подходах, что это сложный, многоуровневый процесс. Несомненно, что без создания модели профессионально компетентного специалиста деятельность профессионального образовательного учреждения теряет смысл. Поэтому Ваша работа заслуживает внимания преподавателей любого профессионального образовательного учреждения!
Н.Б.Дуванова- Фамилия, имя, отчество : Дуванова Надежда Борисовна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 10
Дата регистрации : 2010-03-25
Re: Научные подходы к построению модели профессионально компетентного учителя
Уважаемая Галина Леонидовна! Какими вы руководствуетесь принципами при определении таксономии педагогических компетенций? Какие считаете ведущими?
modmpk111- Фамилия, имя, отчество : Мостовая Татьяна Васильевна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 5
Дата регистрации : 2010-03-25
Похожие темы
» Инновационные педагогические технологии в процессе подготовки компетентного специалиста
» Формирование коммуникативных компетенций как главный критерий становления учителя новой школы
» Формирование коммуникативных компетенций как главный критерий становления учителя новой школы
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Компетентностный подход как условие достижения нового качества образования
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|