Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Участников: 5
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Совершенствование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста профессионала
Страница 1 из 1
Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Для успешной реализации современной системы образования, призванной формировать умение учиться, особое значение приобретает информационное образование. Актуальность проблемы формирования информационной культуры обусловлена универсальной значимостью информации, повышением функционального значения информационной культуры в жизни человека в современном обществе, об этом говорит значительное количество публикаций в научных журналах в последние несколько лет. В качестве примера можно привести статьи таких авторов, как А.С. Деденева, Е.С. Кожевникова, Р.С. Кострова и В.В. Смирнова.
Несмотря на знание технологических аспектов информатизации и овладение навыками компьютерной грамотности, современные студенты обладают недостаточным уровнем информационной культуры, испытывают ощутимый дефицит знаний об источниках информации и умения работать с ними, не владеют алгоритмом поиска информации, что негативно сказывается на продуктивности их учебной деятельности. В качестве решения данной проблемы необходимо целенаправленное обучение основам информационной культуры, это осознается всеми и не вызывает сомнений. Поэтому сегодня работа всех учебных заведений в этом направлении выходит на первый план.
Пути формирования информационной культуры могут быть разными, как вариант, мы предложили сотрудничество Мурманской областной детско-юношеской библиотеки (МОДЮБ) и Мурманского торгово-экономического техникума (МТЭТ). Совместно с сотрудниками информационно-библиографического отдела МОДЮБ для студентов первого курса МТЭТ были организованы занятия по теме «Основы информационной культуры студента» в рамках учебной дисциплины «Введение в специальность», включенной в учебный план учебного заведения.
При создании программы проведения занятий мы исходили из общих принципов культуры работы с любым источником информации. Основная цель курса - научить пользователя быстро получать и усваивать знания в области информационной грамотности, используя современные информационные технологии. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: дать комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными и традиционными ресурсами; обучить технологии подготовки и оформления учебных и научно-исследовательских работ.
Программа проведения занятий предусматривала знакомство с библиотекой, библиотечным фондом, справочно-библиографическим аппаратом; обучение основам поиска информации с помощью системы каталогов и картотек (в том числе электронных); обучение методике библиографической работы; обучение основам работы в сети Интернет.
На данном этапе (II семестр 2008-2009 учебный год) было проведено 12 уроков с тремя группами (всего 45 студентов). По итогам проведенных занятий студентам был предложен тест по основам информационной культуры. Тест состоял из 20 вопросов, ответы на которые показывают уровень усвоения материала.
В тестировании приняли участие 45 студентов, в общей сложности, с учетом того, что тест содержит 20 позиций, обработано 900 вопросов. Из них – правильный вариант ответа лишь в 353 (39%), 546 ошибочных ответов (61%).
Проведенный анализ теста позволяет говорить о том, что хорошо усвоен лишь учебный материал, связанный с поиском информации по наиболее традиционным (с точки зрения студента) каталогам (алфавитный и систематический). Большое количество неверных ответов на вопросы № 6, 7 и 10 говорят о том, что алгоритм поиска информации у студентов на сегодняшний день отсутствует.
Это даёт основание утверждать, что необходимо провести коррекцию плана проведения занятий в следующем учебном году в сторону увеличения количества практических занятий для закрепления полученных знаний. Также стоит пересмотреть наполнение плана занятий в сторону увеличения учебных часов по справочно-библиографическому аппарату и методике библиографической работы за счет уменьшения количества часов, посвященных сети Интернет. Это продиктовано необходимостью увеличения времени на контроль восприятия и усвоения материала студентами.
Мы убеждены, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность сами по себе, изолированно, не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности. Лишь объединяя усилия образовательных учреждений и библиотек, преподавателей и библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.
Литература
1. Деденева А.С. Как формируется информационная культура студента /А.С. Деденева // Мир библиографии. - 2007. - №5. - С. 44-46.
2. Кожевникова Е.С. «Информационная культура» как фактор повышения социальной компетентности студентов / Е.С. Кожевникова // Библиография. – 2006. - №5. – С. 14 -19.
3. Кострова Р.С. Об информационной культуре студентов / Р.С. Кострова // Социологические исследования. – 2007. - №8. – С. 134-136.
4. Смирнова В.В. Воспитание информационной культуры студентов / В.В. Смирнова // Специалист. – 2005. - №5. – С. 20-21.
5. Сайт НИИ ИТ СС Кемеровского государственного университета культуры и искусств http://www.nii.kemguki.ru/files/concept_of_IC_formation/index.php
Доклад: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Несмотря на знание технологических аспектов информатизации и овладение навыками компьютерной грамотности, современные студенты обладают недостаточным уровнем информационной культуры, испытывают ощутимый дефицит знаний об источниках информации и умения работать с ними, не владеют алгоритмом поиска информации, что негативно сказывается на продуктивности их учебной деятельности. В качестве решения данной проблемы необходимо целенаправленное обучение основам информационной культуры, это осознается всеми и не вызывает сомнений. Поэтому сегодня работа всех учебных заведений в этом направлении выходит на первый план.
Пути формирования информационной культуры могут быть разными, как вариант, мы предложили сотрудничество Мурманской областной детско-юношеской библиотеки (МОДЮБ) и Мурманского торгово-экономического техникума (МТЭТ). Совместно с сотрудниками информационно-библиографического отдела МОДЮБ для студентов первого курса МТЭТ были организованы занятия по теме «Основы информационной культуры студента» в рамках учебной дисциплины «Введение в специальность», включенной в учебный план учебного заведения.
При создании программы проведения занятий мы исходили из общих принципов культуры работы с любым источником информации. Основная цель курса - научить пользователя быстро получать и усваивать знания в области информационной грамотности, используя современные информационные технологии. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: дать комплекс знаний и умений, необходимых для пользования электронными и традиционными ресурсами; обучить технологии подготовки и оформления учебных и научно-исследовательских работ.
Программа проведения занятий предусматривала знакомство с библиотекой, библиотечным фондом, справочно-библиографическим аппаратом; обучение основам поиска информации с помощью системы каталогов и картотек (в том числе электронных); обучение методике библиографической работы; обучение основам работы в сети Интернет.
На данном этапе (II семестр 2008-2009 учебный год) было проведено 12 уроков с тремя группами (всего 45 студентов). По итогам проведенных занятий студентам был предложен тест по основам информационной культуры. Тест состоял из 20 вопросов, ответы на которые показывают уровень усвоения материала.
В тестировании приняли участие 45 студентов, в общей сложности, с учетом того, что тест содержит 20 позиций, обработано 900 вопросов. Из них – правильный вариант ответа лишь в 353 (39%), 546 ошибочных ответов (61%).
Проведенный анализ теста позволяет говорить о том, что хорошо усвоен лишь учебный материал, связанный с поиском информации по наиболее традиционным (с точки зрения студента) каталогам (алфавитный и систематический). Большое количество неверных ответов на вопросы № 6, 7 и 10 говорят о том, что алгоритм поиска информации у студентов на сегодняшний день отсутствует.
Это даёт основание утверждать, что необходимо провести коррекцию плана проведения занятий в следующем учебном году в сторону увеличения количества практических занятий для закрепления полученных знаний. Также стоит пересмотреть наполнение плана занятий в сторону увеличения учебных часов по справочно-библиографическому аппарату и методике библиографической работы за счет уменьшения количества часов, посвященных сети Интернет. Это продиктовано необходимостью увеличения времени на контроль восприятия и усвоения материала студентами.
Мы убеждены, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность сами по себе, изолированно, не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности. Лишь объединяя усилия образовательных учреждений и библиотек, преподавателей и библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.
Литература
1. Деденева А.С. Как формируется информационная культура студента /А.С. Деденева // Мир библиографии. - 2007. - №5. - С. 44-46.
2. Кожевникова Е.С. «Информационная культура» как фактор повышения социальной компетентности студентов / Е.С. Кожевникова // Библиография. – 2006. - №5. – С. 14 -19.
3. Кострова Р.С. Об информационной культуре студентов / Р.С. Кострова // Социологические исследования. – 2007. - №8. – С. 134-136.
4. Смирнова В.В. Воспитание информационной культуры студентов / В.В. Смирнова // Специалист. – 2005. - №5. – С. 20-21.
5. Сайт НИИ ИТ СС Кемеровского государственного университета культуры и искусств http://www.nii.kemguki.ru/files/concept_of_IC_formation/index.php
Доклад: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
ifmpk21- Фамилия, имя, отчество : Пожидаева Светлана Васильевна
Учебное заведение : ФГОУ СПО Мурманский торгово-экономический техникум
Баллы : 3
Дата регистрации : 2010-03-15
Re: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Светлана Васильевна, хотелось бы узнать, сколько учебных часов в этом учебном году посвящено справочно-библиографическому аппарату и методике библиографической работы и сколько - сети Интернет ?
Семенова Л.Л.- Фамилия, имя, отчество : Семенова Любовь Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 7
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
В этом учебном году все 12 уроков, проходящие в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке, студенты знакомятся со справочно-библиографическим аппаратом и изучают методику библиографической работы.
Обучение поиску информации в сети Интернет происходит на уроках информатики, куда включены данные темы.
Обучение поиску информации в сети Интернет происходит на уроках информатики, куда включены данные темы.
ifmpk21- Фамилия, имя, отчество : Пожидаева Светлана Васильевна
Учебное заведение : ФГОУ СПО Мурманский торгово-экономический техникум
Баллы : 3
Дата регистрации : 2010-03-15
Re: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Спасибо за ответ. Вы планируете пересмотреть наполнение плана занятий в сторону увеличения учебных часов по справочно-библиографическому аппарату и методике библиографической работы за счет уменьшения количества часов, посвященных сети Интернет, не пойдет ли это в ущерб урокам информатики? (профессиональный интерес !!!).
Семенова Л.Л.- Фамилия, имя, отчество : Семенова Любовь Леонидовна
Учебное заведение : ГООУ СПО "Мурманский педагогический колледж"
Баллы : 7
Дата регистрации : 2010-03-24
Re: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Согласна с автором статьи, что «ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность сами по себе, изолированно, не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации».
Мы должны научить будущего специалиста самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.
Вот отрывок из сочинения об Интернете одного из студентов первого курса: «На сегодняшний день жизнь без интернета представить практически невозможно. Интернет стал для людей главным и самым распространенным источником информации».
Но опыт показывает, что большинство студентов не умеют работать с этим «распространенным источником». Они скачивают информацию из Интернета (готовые рефераты, курсовые, музыку, фильмы), но обработка ее, анализ вызывают у студентов затруднения. Это относится и к печатным источникам информации.
Решением данной проблемы должны заниматься не только на занятиях по информатике и «Введению в специальность» (как у Светланы Васильевны), но и на других дисциплинах.
Считаю, что идея формирования информационной культуры посредством сотрудничества Мурманской областной детско-юношеской библиотеки (МОДЮБ) и Мурманского торгово-экономического техникума великолепна. Спасибо, Светлана Васильевна.
Мы должны научить будущего специалиста самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.
Вот отрывок из сочинения об Интернете одного из студентов первого курса: «На сегодняшний день жизнь без интернета представить практически невозможно. Интернет стал для людей главным и самым распространенным источником информации».
Но опыт показывает, что большинство студентов не умеют работать с этим «распространенным источником». Они скачивают информацию из Интернета (готовые рефераты, курсовые, музыку, фильмы), но обработка ее, анализ вызывают у студентов затруднения. Это относится и к печатным источникам информации.
Решением данной проблемы должны заниматься не только на занятиях по информатике и «Введению в специальность» (как у Светланы Васильевны), но и на других дисциплинах.
Считаю, что идея формирования информационной культуры посредством сотрудничества Мурманской областной детско-юношеской библиотеки (МОДЮБ) и Мурманского торгово-экономического техникума великолепна. Спасибо, Светлана Васильевна.
Admin- Admin
- Фамилия, имя, отчество : Тарасенко Елена Александровна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 3
Дата регистрации : 2010-01-25
Re: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Согласна с тем, что «современные студенты обладают недостаточным уровнем информационной культуры, испытывают ощутимый дефицит знаний об источниках информации и умения работать с ними, не владеют алгоритмом поиска информации, что негативно сказывается на продуктивности их учебной деятельности». На мой взгляд, эта проблема касается всех учреждений НПО и СПО. Поэтому работа преподавателей ФГОУ СПО "Мурманский торгово-экономический техникум" очень интересная. В нашем колледже тоже существует опыт активного сотрудничества с Мурманской областной детско-юношеской библиотеки и Мурманской государственной областной универсальной научной библиотекой. Кроме того, в рамках учебной дисциплины "Основы научно-исследовательской деятельности студентов" проводятся практические занятия, на которых студенты учатся составлять картотеку по теме собственного исследования, список используемой литературы, составлять тезисный план к статье, аннотацию. Большую роль в формировании информационной культуры студентов играют наши преподаватели филологических дисциплин и библиотечные работники. Думаю, что только интеграция усилий всех перподавателей образовательного учтеждения будет способствовать формированию информационной культуры студентов.
Н.Б.Дуванова- Фамилия, имя, отчество : Дуванова Надежда Борисовна
Учебное заведение : Мурманский педагогический колледж
Баллы : 10
Дата регистрации : 2010-03-25
Re: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Уважаемая Светлана Васильевна!
Хочу поделиться собственным опытом, во время осуществления руководства над курсовыми проектами и дипломными работами, мы со студентами проводили консультации в Мурманской государственной областной научной библиотеке, это очень помогло в разработке интересных проектов, работники библиотеки очень дружелюбно относились к нам, работники информационного отдела очень активно помогали найти нужную информацию
Хочу поделиться собственным опытом, во время осуществления руководства над курсовыми проектами и дипломными работами, мы со студентами проводили консультации в Мурманской государственной областной научной библиотеке, это очень помогло в разработке интересных проектов, работники библиотеки очень дружелюбно относились к нам, работники информационного отдела очень активно помогали найти нужную информацию
ifmpk34- Фамилия, имя, отчество : Семенова Светлана Александровна
Учебное заведение : Мурманский технологический колледж сервиса
Баллы : 7
Дата регистрации : 2010-03-21
Семеновой Л.Н.
Уважаемая Любовь Леонидовна!
Занятия, посвященные поиску информации в сети Интернет, на уроках информатики предусмотрены учебным планом.
Занятия, посвященные поиску информации в сети Интернет, на уроках информатики предусмотрены учебным планом.
ifmpk21- Фамилия, имя, отчество : Пожидаева Светлана Васильевна
Учебное заведение : ФГОУ СПО Мурманский торгово-экономический техникум
Баллы : 3
Дата регистрации : 2010-03-15
Тарасенко Е.А.
Уважаемая Елена Александровна!
Спасибо большое за Ваш отзыв.
Да, действительно,проблемой информационной культуры можно заниматься на многих дисциплинах, но я считаю, что необходимо ввести в учебную программу новую дисциплину, которая так и будет называться "Информационная культура".
Спасибо большое за Ваш отзыв.
Да, действительно,проблемой информационной культуры можно заниматься на многих дисциплинах, но я считаю, что необходимо ввести в учебную программу новую дисциплину, которая так и будет называться "Информационная культура".
ifmpk21- Фамилия, имя, отчество : Пожидаева Светлана Васильевна
Учебное заведение : ФГОУ СПО Мурманский торгово-экономический техникум
Баллы : 3
Дата регистрации : 2010-03-15
Re: Формирование информационной культуры студента в образовательной среде детско-юношеской библиотеки
Спасибо большое, уважаемые коллеги, за положительные отзывы и предложения!
ifmpk21- Фамилия, имя, отчество : Пожидаева Светлана Васильевна
Учебное заведение : ФГОУ СПО Мурманский торгово-экономический техникум
Баллы : 3
Дата регистрации : 2010-03-15
Похожие темы
» Формирование компетенций студентов в ситуации поиска работы
» Формирование коммуникативных компетенций как главный критерий становления учителя новой школы
» Формирование специальных компетенций у студентов при ознакомлении с алгоритмами как методом математического развития дошкольников
» Формирование специальных компетенций у студентов на практических занятиях по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей»
» Формирование коммуникативных компетенций как главный критерий становления учителя новой школы
» Формирование специальных компетенций у студентов при ознакомлении с алгоритмами как методом математического развития дошкольников
» Формирование специальных компетенций у студентов на практических занятиях по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей»
Форум Мурманского педагогического колледжа :: Совершенствование специальных компетенций в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста профессионала
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|